Типовые ошибки при проектировании
В ТЕХНИЧЕСКИХ ОТЧЕТАХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ ОТСУТСТВУЮТ:
- Не утверждены результаты инженерных изысканий, отсутствуют сведения о контроле качества и приёмке работ Специалистами по организации инженерных изысканий сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий.
- Отсутствуют копии документов, подтверждающие получение в установленном порядке выписки из каталога координат и отметок исходных геодезических пунктов.
Отсутствует перечень инженерных коммуникаций с их техническими характеристиками, расположенных в границах участка изысканий, а также перечень собственников (эксплуатирующих организаций) инженерных коммуникаций, полученный в органе местного самоуправления. - Отсутствуют копии инженерно-топографических планов или планы сетей подземных и надземных инженерных сооружений и коммуникаций с их техническими характеристиками (в случае, если создание отдельных планов инженерных сооружений и коммуникаций требуется заданием), согласованные с собственником (эксплуатирующими организациями) либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на формирование и ведение сводного плана подземных коммуникаций и сооружений субъекта Российской Федерации (ИГДИ).
- Отсутствует копия документа о получении имеющихся на участок изысканий топографических планов, а также материалов ранее выполненных инженерных изысканиях, которые хранятся в архиве органа местного самоуправления, на территории которого расположен участок изысканий (ИГДИ).
- В задании на проектирование не указывается карта сейсмического районирования, что ведет к неправильному определению сейсмичности площадки строительства и соответственно предусматриваемых антисейсмических мероприятий.
- Отсутствует расчетная сейсмичность площадки, определяемая по результатам СМР, выполняемого в составе инженерных изысканий. Если на площадке, расположенной в районе с нормативной сейсмичностью 6 баллов по карте A ОСР-2015, грунты по их описанию соответствуют грунтам категории III или IV по сейсмическим свойствам.
- Не достаточное количество инженерно-геологических скважин для всех проектируемых зданий и сооружений.
- Недостаточно глубины инженерно-геологических скважин.
- Заказчик в техническом задании не указывает глубину сжимаемой толщи в сфере взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой.
- Отсутствуют ответы специально уполномоченных органов о наличии (отсутствии) ограничений по использованию земельного участка:
- органов местного самоуправления;
- органов охраны культурного наследия;
- Министерства природных ресурсов Приморского края;
- сведения территориального управления Росрыболовства и др.
- Отсутствует справка филиала Росгидромета в районе расположения объекта о фоновом загрязнении атмосферного воздуха и климатических характеристиках не представлена.
- Не представлены области государственной аккредитации всех лабораторий, участвовавших в выполнении исследований.
- Не установлены границы зон затопления участка с учетом отметки наивысшего 1% уровня подъема паводковых вод.
- Отсутствуют продольные профили водотоков, морфостфоры.
- Техническое задание на обследование строительных конструкций зданий не предоставляется или предоставляется без оформления реквизитов (подпись, печать и дата) и конкретных указаний на цели и задачи обследования.
- Оценка технического состояния несущих конструкций, в том числе фундаментов, не содержит выводов:
- о возможности дальнейшей безопасной эксплуатации существующих конструкций, включая оценку категории технического состояния несущих конструкций, и здания в целом;
- об использовании несущей способности существующих конструкций и о необходимости их усиления, включая состояние грунтов основания фундаментов.
- Заключение по итогам проведенного обследования технического состояния здания не содержит подписей исполнителей работ, руководителя подразделения, руководителя организации и не утверждено в установленном порядке.
- Отсутствует акт приемки работ заказчиком (застройщиком).
ТИПОВЫЕ ОШИБКИ В ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
- Отсутствие при предоставлении на экспертизу документа об утверждении документации по планировке и межеванию территории для линейных объектов, не относящихся к объектам магистральной инфраструктуры.
- Ошибки в применении перечня объектов, для которых не требуется разработка документации по планировке и межеванию территории, утвержденного постановлением Правительства от 12.11.2020 № 1816.
- Проектирование вне границ земельных участков, принадлежащих застройщику, без предоставления правоустанавливающих документов на используемые земельные участки, сведений об отсутствии прав третьих лиц и разрешений исполнительных органов власти на использование земельных участков без предоставления и установления сервитутов.
- Объемно-планировочные параметры зданий, тип фундаментов назначаются без учета специфики рельефа, что приводит к нерациональным решениям, влекущим за собой увеличение объемов материалов и трудозатрат.
- Не предоставляется копия перечня исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС, выданного территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации и копия свидетельства о допуске организации – разработчика раздела к разработке мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Не учитываются требования санитарных правил и норм к месту размещения объектов производственного, коммунального назначения, транспорта, торговли, общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека и требующих определения границ санитарно-защитных зон (СЗЗ), необоснованно принимаются заниженные размеры СЗЗ из-за неправильной классификации объекта без учёта технологии работы, показателей мощности, производительности и пр.; нарушаются требования к режиму территории санитарно-защитной зоны.
- Отсутствуют Специальные технические условия, в которых разработаны технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений – согласовываются в Минстрое России.
- Специальные технические условия для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности – согласовываются в порядке, установленным Административным регламентом МЧС России. После согласования, заказчик утверждает специальные технические условия.
- При размещении здания на земельном участке не учитываются требования, устанавливаемые для зон с особыми условиями использования территории; не учитываются отметки зон затопления, устанавливаемые гидрометеорологическими изысканиями.
- При размещении зданий не обеспечиваются условия по инсоляции дворовой территории.
- Ситуационные планы часто представляются без обоснования границ санитарно-защитных зон объектов производственного назначения, транспортных коммуникаций.
- При организации рельефа отвод сточных вод предусматривается с нарушениями требований технических условий на благоустройство.
- Схемы планировочной организации земельных участков выходят за границы отведенного участка или за пределы зоны допустимого размещения объектов капитального строительства, обозначенные в ГПЗУ.
- Отсутствие решений по защите территории размещения объекта капитального строительства от поверхностных стоков с соседних участков — водоотводные сооружения (нагорные канавы, лотки).
- Отсутствие решений по ливневой канализации и решений по разделению поверхностного стока первого типа на наиболее загрязненные и условно чистые воды для выбора очистных сооружений.
- Отсутствие транспортных и пешеходных связей с территорией объекта капитального строительства в увязке с улично-дорожной сетью населенного пункта.
- Несоблюдение градостроительных регламентов и предельных параметров, установленных правилами землепользования и застройки населенных пунктов в том числе по минимальному проценту озеленения в границах земельного участка, по обеспеченности парковочными местами в соответствии с нормативами градостроительного проектирования на территории Приморского края (РНГП, утвержденные постановлением правительства Приморского края от 12.02.2025 №109-пп).
- Необеспеченность проездами и подъездами к зданиям и сооружениям пожарных автомобилей.
- Несоблюдение противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями.
- Нерациональное использование рельефа в решениях по вертикальной планировки территории, применение подпорных стен для сопряжения отметок планировки на перепадах на территории дошкольных и общеобразовательных организаций.
- Невыполнение требований к допустимым значениям продольных уклонов на тротуарах и пешеходных дорожках, предназначенных для перемещения МГН.
- При проектировании дошкольных образовательных организаций и школ чаще всего нарушаются санитарные требования к организации и зонированию земельного участка, устройству спортивных площадок, озеленению; гигиенические требования к планировочной структуре здания; планировке и оборудованию пищеблоков.
- Для объектов инженерной защиты неверно принимаются расчетные условия (превышения максимальных уровней) при проектировании в связи с тем, что класс сооружения устанавливается не в соответствии с действующими и обязательными к применению нормативными документами.
- Сводный план сетей трассы и элементы проектируемых, демонтируемых, перестраиваемых сетей инженерного обеспечения на участке нанесены не в полном объеме
- Несоответствие технических решений заданию на проектирование, в том числе по технико-экономическим показателям.
- Неверный выбор технико-экономических показателей для объектов капитального строительства. Наименование ТЭП объектов капитального строительства не соответствует наименованиям и правилам подсчета, приведенным в соответствующих СП.
- Несоответствие зданий требованиям теплозащиты; выполнение теплотехнических расчетов по устаревшим методикам.
- Недопустимая величина воздушного зазора в навесном вентилируемом фасаде.
- Устройство вентиляционных шахт выше кровли из материалов, которые напитывают влагу, в условиях мусонного климата, при 100% влажности в течение 2-х месяцев.
- Входы в здание не защищены от попадания осадков. Не соблюдены требования СП о разнице в отметках входной части и уровня земли.
- Выходы на кровлю через люк не защищены надстройками над ними.
- При назначении открывания дверей внутрь санузла, не учитывается проекция этой двери в площади санитарной кабины.
- Не соблюдаются величина проходов между сантехприборами.
- При уменьшении площади помещений от нормативных показателей, не учитываются проходы между устанавливаемым оборудованием и доступность в эти помещения представителей МГН.
- Не обеспечена звукоизоляция между помещениями.
- Не обеспечена эвакуация из зрительного зала, сцены.
- Не обеспечен доступ на сцену представителей МГН.
- Не обеспечен водоотвод с кровли.
- Не выполняются мероприятия по пожарной безопасности при устройстве остеклённых фасадов.
- Не выполняется конструктивная защита от огня основных несущих конструкций.
- Не соблюдается высота прохода в техническом пространстве.
- Не выполняются требования СП по нераспространению пожара при устройстве фальшполов.
- Неверно указывается категория помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.
- Перед наружными дверями (эвакуационные выходы) не предусматривают горизонтальные входные площадки с длиной и шириной в соответствие с требованиями.
- Не предусматриваются на кровле ограждения, снегозадерживающие устройства, система противообледенения.
- На перепаде высот кровли более 1 м не предусматривают лестницы.
- Проектирование школ: не учитываются требования СанПиН при определении состава и площади помещений всех функциональных групп – учебных, медицинских, спортивного и актового зала, библиотеки. В разработке проектной документации на пищеблоки школ необходимо руководствоваться СанПиН.
- Смешение потоков, чистого и грязного в проектировании объектов здравоохранения.
- Недопустимое смежное расположение помещений.
- Не обеспечена ширина проходов между оборудованием.
- Несоответствие графической части раздела АР с графической частью раздела КР.
- Отсутствие сведений о требуемых параметрах применяемых материалов – бетонов, стали; сведений о коррозионной защите строительных конструкций.
- Расчеты зданий, сооружений и отдельных их частей отсутствуют или не соответствуют конструктивным решениям.
- Не представляются копии сертификатов лицензионного соответствия программных комплексов, на основании которых выполнены расчеты конструкций.
- При расчете конструкций не учитывается пульсация ветра — динамическая составляющая ветровой нагрузки.
- Игнорирование расчетов конструкций зданий на динамическую комфортность, в большей степени это касается высотных зданий.
- Назначение мероприятий по защите металлических конструкций от коррозии нанесением защитных покрытий выполняется без учета агрессивности среды, не указывается группа покрытий и их толщина.
- Ошибочно назначается марка бетона по морозостойкости в связи с неверным выбором условий эксплуатации. Либо полностью отсутствуют сведения о марке бетона по морозостойкости и водонепроницаемости.
- Для модульных зданий и сооружений (котельные, насосные и т. д.) не предоставляются технические условия, сертификаты соответствия, паспорта и строительные задания на проектирование фундаментов для них, выдаваемые изготовителем, в результате чего не подтверждается возможность их применения на строительной площадке, в том числе и с сейсмическими воздействиями.
- Необоснованно представляют в проектной документации типовые проекты на сооружения (водонапорные башни, резервуары, колодцы и т.д.).
- Неполнота и недостоверность данных в инженерных изысканиях, в том числе и в обследовании технического состояния конструкций зданий и их оснований, подлежащих реконструкции, приводит к неправильным принятым проектным решениям по их усилению.
- Не приводятся планы и сечения фундаментов с учетом инженерно-геологических изысканий площадки строительства с указанием скважин, посадки фундаментов на геологические разрезы, действующих на фундаменты нагрузок.
- Технические решения по защите строительных конструкций и фундаментов от разрушения принимаются без учета степени агрессивности газовых, жидких и твердых сред.
- Принятое значение толщины защитного слоя для железобетонных конструкций фундаментов не соответствует требованиям нормативных документов.
- Не приведены сведения о прочностных и деформационных характеристиках грунта в основании объекта капитального строительства.
- Сведения в текстовой части раздела часто не соответствуют проектным решениям на чертежах.
- Расчеты конструктивных решений необоснованно включают в состав проектной документации (п. 4.1.7 ГОСТ Р 21.101-2020).
- Ошибки при назначении расстояния между температурно-усадочными швами.
- При строительстве зданий вблизи существующих не учитывается степень влияния нового строительства на существующие здания и сооружения; не предусматриваются мероприятия, уменьшающие степень такого влияния (п. 9.33 СП 22.13330.2016).
- Расчеты оформляются без учета требований ГОСТ 2.106-96 (изм.1) «Текстовые документы».
- Принятые проектные решения выполняются без учета требований, предъявляемых к сейсмическому району
- Отсутствуют технические условия энергоснабжающих организаций (предоставляют ТУ от организаций не являющихся собственниками электроэнергии) или с истекшим сроком действия
- Отсутствуют технические условия (полученные согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2004 №861) с указанием: необходимых реквизитов, максимальной разрешенной мощности, категории надежности электроснабжения, напряжения в точке присоединения, точек подключения, мероприятий выполняемых сетевой организацией и заявителем, срока действия технических условий.
- Не указаны характеристики помещений по классификации пожароопасных и взрывоопасных зон.
- не указаны характеристики помещений и зон — пыльные, влажные, сырые, особо сырые, жаркие, химически активные.
- При проектировании объектов водоснабжения не проводятся согласования размеров зон санитарной охраны водоисточника с органами Роспотребнадзора.
- Отсутствуют технические условия подключения (технологического присоединения) к централизованным сетям водоснабжения.
- Отсутствуют Технические условия на ливневую канализацию ввиду отсутствия наружных сетей ливневой канализации в районе, где предполагается строительство нового объекта.
- Отсутствуют технические условия подключения (технологического присоединения) к централизованным сетям водоотведения.
- На пересечениях открытой системы водостоков с дорогами предусмотрены лотки вместо мостов и водопропускных труб.
- Не предусмотрена очистка дождевого стока в соответствии с условиями приема при его отведении в централизованные системы водоотведения поселений или городского округа или при его отведении в водные объекты, исходя из категории водных объектов или их частей и требований законодательства Российской Федерации.
- Не соблюдены санитарно-защитные зоны для сооружений водоотведения и очистки сточных вод.
- Технические условия операторов связи на присоединение объекта к сетям связи общего пользования либо отсутствуют, либо просрочены.
- Отсутствуют технические условия на диспетчеризацию вертикального транспорта — лифтов и подъемных платформ, а также на передачу в подразделения пожарной охраны извещений о пожаре для объектов классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 (детские сады, дома престарелых, спальные корпуса интернатов, стационары больниц, гостиницы, общежития, дома отдыха, объекты образования).
- Проектные решения по подключению часто не соответствуют техническим условиям.
- При использовании на объекте оборудования присоединения посредством сетей сотовой связи, в проекте отсутствует информации о наличие на участке проектирования устойчивых сигналов данных сетей как таковых.
- Проектные решения по системам связи, сигнализации и автоматизации, использующие в построении сложное оборудование заводского изготовления, часто не соответствуют технической документации на данное оборудование.
- Отсутствует транспортная схема с указанием дальности доставки и источника основных строительных материалов, согласованная с заказчиком для объектов с государственным бюджетом.
- Не обоснован выбор кранов.
- Нет расчета опасной зоны перемещаемого краном груза, опасной зоны, в случае отлета от здания для всех зданий и сооружений.
- В проектной документации не следует учитывать конкретные марки производителей. Указываются рабочие параметры оборудования, такие как мощность двигателя, производительность, напор и т.д. В противном случае следует применять оборудование, изделия и материалы отечественных производителей с указанием, что возможна замена на аналог.
- Предоставляемая проектная документация мероприятия по обеспечению доступа инвалидов разработана формально, без указания конкретных мероприятий (конкретные мероприятия зачастую не указываются и в заданиях на проектирование).
- Требования по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения в задании на проектирование при необходимости не согласовываются с территориальным органом социальной защиты населения с учетом мнения общественных объединений.
- При пересечении объекта проектирования водных объектов, либо расположения объекта в водоохранной зоне моря отсутствует расчет ущерба, причиняемого водным биоресурсам и среде их обитания при осуществлении намечаемой хозяйственной деятельности. Данная деятельность не согласована с Приморским территориальным управлением Росрыболовства России.
- Отсутствует подеревная съемка и перечетная ведомость с расчетом компенсационных платежей за вырубку зеленых насаждений, согласованную с органом местного самоуправления (если до начала строительства (реконструкции) объекта предусмотрен вынужденный снос зеленых насаждений).
- Если в подеревной съемке и перечетной ведомости зеленых насаждений, расположенных на участке объекта проектирования, обнаружены растения, занесенный в Красные Книги РФ и Приморского края, требуется разработка проекта пересадки и получение разрешения на добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу. По окончании работ, связанных с переносом редких и исчезающих видов растений, предусматриваются меры по их охране и мониторингу за их состоянием. Данный проект согласовывается в управлении по благоустройству администрации населенного пункта.
При получении письма от инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, требуется обращать внимание на информацию о необходимости проведения историко-культурной экспертизы и получении заключения историко-культурной экспертизы на земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных и иных работ, а также решение уполномоченного органа по охране объектов культурного наследия о возможности проведения работ. - Не представлен Проект санитарно-защитной зоны для проектируемых и реконструируемых производственных объектов, в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны.
- Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
- Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
- В проектной документации автомобильных дорог и мостовых переходов: не указываются в полном объеме характеристики принимаемых конструкций и материалов, нормативные документы на их изготовление, или сведения о конструкциях и материалах указываются не в соответствии с принятыми ГОСТ, ТУ или ТС; не представляются чертежи искусственных сооружений, пересечений и примыканий.
- В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», «…объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. - Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2201 определены требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства:
- тоннели, эстакады, мосты;
- участки автомобильных дорог, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части дорожного хозяйства здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение.
- Объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта определены приказом Минтранса России от 28.08.2020 № 331:
- Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно.
- Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 м включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок.
- Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели, служащие для пропуска пешеходов (пешеходного движения).
- Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) деревянные, наплавные, а также временные.
- Проектные решения, как правило, не обоснованы ссылкой на конкретные требования нормативных документов.
- Подъезд пожарных автомобилей к зданиям и сооружениям проектируется с нарушением требований нормативных документов по пожарной безопасности.
- Проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы не содержит пожарно-технические характеристики.
- Не обеспечивается необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов.
- Отсутствие пожаробезопасных зон на этажах зданий, куда обеспечен доступ инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
- Не соблюдаются минимальные противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями.
- В местах примыкания к перекрытиям высота межэтажного пояса по вертикали проектируется менее 1,2 м.
- Применяются пожароопасные отделочные и облицовочные материалы на путях эвакуации.
- На чертежах раздела “Проект полосы отвода”, выполняемых для улично-дорожной сети населенных пунктов, не отображаются красные линии и параметры поперечных профилей проектируемых улиц, установленных документацией по планировке территории.
- Отсутствие водоотвода с дорожной одежды и от земляного полотна.
- Отсутствие технических условий на примыкание от владельца дороги, на которую предусмотрен выезд.
- Несоблюдение требований к минимальной толщине конструктивных слоев дорожной одежды.
- Несоблюдение минимальных требований к крутизне заложения откосов при типовых решениях.
- Отсутствие укрепления и необоснованность высоты укрепления откосов земляного полотна на участках подтопления или насыпей, расположенных в пойме водотока, в том числе с учетом подпора от искусственных сооружений.
- Проектирование за границами ДПТ/земельных участков, принадлежащих застройщику.
- Необоснованное исключение пешеходных и барьерных ограждений/ недостаток места для их размещения.
- Принятие предаварийных проектных решений с суммированием эффекта при единовременных: минимизации ширины конструктивного поперечного профиля в ущерб безопасности и комфорта участников движения и пешеходов; исключении разделительных и краевых полос; проектировании с минимально-допустимыми показателями ширины полос движения; проектировании с минимально-допустимыми условиями видимости; проектировании с максимально допустимыми уклонами без учета исходных климатических условий.
- Подготовка проектной документации без учета действующих стандартов на оформление текстовой и графической части, требований к электронным документам, предоставляемым на экспертизу.
- Неверный выбор категорий улиц и дорог: проектирование городских улиц выполняется по нормативным документам для загородных автомобильных дорог общего пользования.
- Необоснованное отсутствие освещения улиц и дорог в проектных решениях.
- Отсутствие сопряжения проектных решений с существующими условиями движения (высотная привязка проезжей части, направление движения, сопряжение обочин, разделительных полос, тротуаров)