Типовые ошибки при проектировании

В ТЕХНИЧЕСКИХ ОТЧЕТАХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ ОТСУТСТВУЮТ:

  1. Не утверждены результаты инженерных изысканий, отсутствуют сведения о контроле качества и приёмке работ Специалистами по организации инженерных изысканий сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий.
  2. Отсутствуют копии документов, подтверждающие получение в установленном порядке выписки из каталога координат и отметок исходных геодезических пунктов.
    Отсутствует перечень инженерных коммуникаций с их техническими характеристиками, расположенных в границах участка изысканий, а также перечень собственников (эксплуатирующих организаций) инженерных коммуникаций, полученный в органе местного самоуправления.
  3. Отсутствуют копии инженерно-топографических планов или планы сетей подземных и надземных инженерных сооружений и коммуникаций с их техническими характеристиками (в случае, если создание отдельных планов инженерных сооружений и коммуникаций требуется заданием), согласованные с собственником (эксплуатирующими организациями) либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на формирование и ведение сводного плана подземных коммуникаций и сооружений субъекта Российской Федерации (ИГДИ).
  4. Отсутствует копия документа о получении имеющихся на участок изысканий топографических планов, а также материалов ранее выполненных инженерных изысканиях, которые хранятся в архиве органа местного самоуправления, на территории которого расположен участок изысканий (ИГДИ).
  5. В задании на проектирование не указывается карта сейсмического районирования, что ведет к неправильному определению сейсмичности площадки строительства и соответственно предусматриваемых антисейсмических мероприятий.
  6. Отсутствует расчетная сейсмичность площадки, определяемая по результатам СМР, выполняемого в составе инженерных изысканий. Если на площадке, расположенной в районе с нормативной сейсмичностью 6 баллов по карте A ОСР-2015, грунты по их описанию соответствуют грунтам категории III или IV по сейсмическим свойствам.
  7. Не достаточное количество инженерно-геологических скважин для всех проектируемых зданий и сооружений.
  8. Недостаточно глубины инженерно-геологических скважин.
  9. Заказчик в техническом задании не указывает глубину сжимаемой толщи в сфере взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой.
  10. Отсутствуют ответы специально уполномоченных органов о наличии (отсутствии) ограничений по использованию земельного участка:
  • органов местного самоуправления;
  • органов охраны культурного наследия;
  • Министерства природных ресурсов Приморского края;
  • сведения территориального управления Росрыболовства и др.
  1. Отсутствует справка филиала Росгидромета в районе расположения объекта о фоновом загрязнении атмосферного воздуха и климатических характеристиках не представлена.
  2. Не представлены области государственной аккредитации всех лабораторий, участвовавших в выполнении исследований.
  3. Не установлены границы зон затопления участка с учетом отметки наивысшего 1% уровня подъема паводковых вод.
  4. Отсутствуют продольные профили водотоков, морфостфоры.
  5. Техническое задание на обследование строительных конструкций зданий не предоставляется или предоставляется без оформления реквизитов (подпись, печать и дата) и конкретных указаний на цели и задачи обследования.
  6. Оценка технического состояния несущих конструкций, в том числе фундаментов, не содержит выводов:
  • о возможности дальнейшей безопасной эксплуатации существующих конструкций, включая оценку категории технического состояния несущих конструкций, и здания в целом;
  • об использовании несущей способности существующих конструкций и о необходимости их усиления, включая состояние грунтов основания фундаментов.
  1. Заключение по итогам проведенного обследования технического состояния здания не содержит подписей исполнителей работ, руководителя подразделения, руководителя организации и не утверждено в установленном порядке.
  2. Отсутствует акт приемки работ заказчиком (застройщиком).

 

ТИПОВЫЕ ОШИБКИ В ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

  1. Отсутствие при предоставлении на экспертизу документа об утверждении документации по планировке и межеванию территории для линейных объектов, не относящихся к объектам магистральной инфраструктуры.
  2. Ошибки в применении перечня объектов, для которых не требуется разработка документации по планировке и межеванию территории, утвержденного постановлением Правительства от 12.11.2020 № 1816.
  3. Проектирование вне границ земельных участков, принадлежащих застройщику, без предоставления правоустанавливающих документов на используемые земельные участки, сведений об отсутствии прав третьих лиц и разрешений исполнительных органов власти на использование земельных участков без предоставления и установления сервитутов.
  4. Объемно-планировочные параметры зданий, тип фундаментов назначаются без учета специфики рельефа, что приводит к нерациональным решениям, влекущим за собой увеличение объемов материалов и трудозатрат.
  5. Не предоставляется копия перечня исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС, выданного территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации и копия свидетельства о допуске организации – разработчика раздела к разработке мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  6. Не учитываются требования санитарных правил и норм к месту размещения объектов производственного, коммунального назначения, транспорта, торговли, общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека и требующих определения границ санитарно-защитных зон (СЗЗ), необоснованно принимаются заниженные размеры СЗЗ из-за неправильной классификации объекта без учёта технологии работы, показателей мощности, производительности и пр.; нарушаются требования к режиму территории санитарно-защитной зоны.
  7. Отсутствуют Специальные технические условия, в которых разработаны технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений – согласовываются в Минстрое России.
  8. Специальные технические условия для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности – согласовываются в порядке, установленным Административным регламентом МЧС России. После согласования, заказчик утверждает специальные технические условия.
  9. При размещении здания на земельном участке не учитываются требования, устанавливаемые для зон с особыми условиями использования территории; не учитываются отметки зон затопления, устанавливаемые гидрометеорологическими изысканиями.
  10. При размещении зданий не обеспечиваются условия по инсоляции дворовой территории.
  11. Ситуационные планы часто представляются без обоснования границ санитарно-защитных зон объектов производственного назначения, транспортных коммуникаций.
  12. При организации рельефа отвод сточных вод предусматривается с нарушениями требований технических условий на благоустройство.
  13. Схемы планировочной организации земельных участков выходят за границы отведенного участка или за пределы зоны допустимого размещения объектов капитального строительства, обозначенные в ГПЗУ.
  14. Отсутствие решений по защите территории размещения объекта капитального строительства от поверхностных стоков с соседних участков — водоотводные сооружения (нагорные канавы, лотки).
  15. Отсутствие решений по ливневой канализации и решений по разделению поверхностного стока первого типа на наиболее загрязненные и условно чистые воды для выбора очистных сооружений.
  16. Отсутствие транспортных и пешеходных связей с территорией объекта капитального строительства в увязке с улично-дорожной сетью населенного пункта.
  17. Несоблюдение градостроительных регламентов и предельных параметров, установленных правилами землепользования и застройки населенных пунктов в том числе по минимальному проценту озеленения в границах земельного участка, по обеспеченности парковочными местами в соответствии с нормативами градостроительного проектирования на территории Приморского края (РНГП, утвержденные постановлением правительства Приморского края от 12.02.2025 №109-пп).
  18. Необеспеченность проездами и подъездами к зданиям и сооружениям пожарных автомобилей.
  19. Несоблюдение противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями.
  20. Нерациональное использование рельефа в решениях по вертикальной планировки территории, применение подпорных стен для сопряжения отметок планировки на перепадах на территории дошкольных и общеобразовательных организаций.
  21. Невыполнение требований к допустимым значениям продольных уклонов на тротуарах и пешеходных дорожках, предназначенных для перемещения МГН.
  22. При проектировании дошкольных образовательных организаций и школ чаще всего нарушаются санитарные требования к организации и зонированию земельного участка, устройству спортивных площадок, озеленению; гигиенические требования к планировочной структуре здания; планировке и оборудованию пищеблоков.
  23. Для объектов инженерной защиты неверно принимаются расчетные условия (превышения максимальных уровней) при проектировании в связи с тем, что класс сооружения устанавливается не в соответствии с действующими и обязательными к применению нормативными документами.
  24. Сводный план сетей трассы и элементы проектируемых, демонтируемых, перестраиваемых сетей инженерного обеспечения на участке нанесены не в полном объеме
  25. Несоответствие технических решений заданию на проектирование, в том числе по технико-экономическим показателям.
  26. Неверный выбор технико-экономических показателей для объектов капитального строительства. Наименование ТЭП объектов капитального строительства не соответствует наименованиям и правилам подсчета, приведенным в соответствующих СП.
  27. Несоответствие зданий требованиям теплозащиты; выполнение теплотехнических расчетов по устаревшим методикам.
  28. Недопустимая величина воздушного зазора в навесном вентилируемом фасаде.
  29. Устройство вентиляционных шахт выше кровли из материалов, которые напитывают влагу, в условиях мусонного климата, при 100% влажности в течение 2-х месяцев.
  30. Входы в здание не защищены от попадания осадков. Не соблюдены требования СП о разнице в отметках входной части и уровня земли.
  31. Выходы на кровлю через люк не защищены надстройками над ними.
  32. При назначении открывания дверей внутрь санузла, не учитывается проекция этой двери в площади санитарной кабины.
  33. Не соблюдаются величина проходов между сантехприборами.
  34. При уменьшении площади помещений от нормативных показателей, не учитываются проходы между устанавливаемым оборудованием и доступность в эти помещения представителей МГН.
  35. Не обеспечена звукоизоляция между помещениями.
  36. Не обеспечена эвакуация из зрительного зала, сцены.
  37. Не обеспечен доступ на сцену представителей МГН.
  38. Не обеспечен водоотвод с кровли.
  39. Не выполняются мероприятия по пожарной безопасности при устройстве остеклённых фасадов.
  40. Не выполняется конструктивная защита от огня основных несущих конструкций.
  41. Не соблюдается высота прохода в техническом пространстве.
  42. Не выполняются требования СП по нераспространению пожара при устройстве фальшполов.
  43. Неверно указывается категория помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.
  44. Перед наружными дверями (эвакуационные выходы) не предусматривают горизонтальные входные площадки с длиной и шириной в соответствие с требованиями.
  45. Не предусматриваются на кровле ограждения, снегозадерживающие устройства, система противообледенения.
  46. На перепаде высот кровли более 1 м не предусматривают лестницы.
  47. Проектирование школ: не учитываются требования СанПиН при определении состава и площади помещений всех функциональных групп – учебных, медицинских, спортивного и актового зала, библиотеки. В разработке проектной документации на пищеблоки школ необходимо руководствоваться СанПиН.
  48. Смешение потоков, чистого и грязного в проектировании объектов здравоохранения.
  49. Недопустимое смежное расположение помещений.
  50. Не обеспечена ширина проходов между оборудованием.
  51. Несоответствие графической части раздела АР с графической частью раздела КР.
  52. Отсутствие сведений о требуемых параметрах применяемых материалов – бетонов, стали; сведений о коррозионной защите строительных конструкций.
  53. Расчеты зданий, сооружений и отдельных их частей отсутствуют или не соответствуют конструктивным решениям.
  54. Не представляются копии сертификатов лицензионного соответствия программных комплексов, на основании которых выполнены расчеты конструкций.
  55. При расчете конструкций не учитывается пульсация ветра — динамическая составляющая ветровой нагрузки.
  56. Игнорирование расчетов конструкций зданий на динамическую комфортность, в большей степени это касается высотных зданий.
  57. Назначение мероприятий по защите металлических конструкций от коррозии нанесением защитных покрытий выполняется без учета агрессивности среды, не указывается группа покрытий и их толщина.
  58. Ошибочно назначается марка бетона по морозостойкости в связи с неверным выбором условий эксплуатации. Либо полностью отсутствуют сведения о марке бетона по морозостойкости и водонепроницаемости.
  59. Для модульных зданий и сооружений (котельные, насосные и т. д.) не предоставляются технические условия, сертификаты соответствия, паспорта и строительные задания на проектирование фундаментов для них, выдаваемые изготовителем, в результате чего не подтверждается возможность их применения на строительной площадке, в том числе и с сейсмическими воздействиями.
  60. Необоснованно представляют в проектной документации типовые проекты на сооружения (водонапорные башни, резервуары, колодцы и т.д.).
  61. Неполнота и недостоверность данных в инженерных изысканиях, в том числе и в обследовании технического состояния конструкций зданий и их оснований, подлежащих реконструкции, приводит к неправильным принятым проектным решениям по их усилению.
  62. Не приводятся планы и сечения фундаментов с учетом инженерно-геологических изысканий площадки строительства с указанием скважин, посадки фундаментов на геологические разрезы, действующих на фундаменты нагрузок.
  63. Технические решения по защите строительных конструкций и фундаментов от разрушения принимаются без учета степени агрессивности газовых, жидких и твердых сред.
  64. Принятое значение толщины защитного слоя для железобетонных конструкций фундаментов не соответствует требованиям нормативных документов.
  65. Не приведены сведения о прочностных и деформационных характеристиках грунта в основании объекта капитального строительства.
  66. Сведения в текстовой части раздела часто не соответствуют проектным решениям на чертежах.
  67. Расчеты конструктивных решений необоснованно включают в состав проектной документации (п. 4.1.7 ГОСТ Р 21.101-2020).
  68. Ошибки при назначении расстояния между температурно-усадочными швами.
  69. При строительстве зданий вблизи существующих не учитывается степень влияния нового строительства на существующие здания и сооружения; не предусматриваются мероприятия, уменьшающие степень такого влияния (п. 9.33 СП 22.13330.2016).
  70. Расчеты оформляются без учета требований ГОСТ 2.106-96 (изм.1) «Текстовые документы».
  71. Принятые проектные решения выполняются без учета требований, предъявляемых к сейсмическому району
  72. Отсутствуют технические условия энергоснабжающих организаций (предоставляют ТУ от организаций не являющихся собственниками электроэнергии) или с истекшим сроком действия
  73. Отсутствуют технические условия (полученные согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2004 №861) с указанием: необходимых реквизитов, максимальной разрешенной мощности, категории надежности электроснабжения, напряжения в точке присоединения, точек подключения, мероприятий выполняемых сетевой организацией и заявителем, срока действия технических условий.
  74. Не указаны характеристики помещений по классификации пожароопасных и взрывоопасных зон.
  75. не указаны характеристики помещений и зон — пыльные, влажные, сырые, особо сырые, жаркие, химически активные.
  76. При проектировании объектов водоснабжения не проводятся согласования размеров зон санитарной охраны водоисточника с органами Роспотребнадзора.
  77. Отсутствуют технические условия подключения (технологического присоединения) к централизованным сетям водоснабжения.
  78. Отсутствуют Технические условия на ливневую канализацию ввиду отсутствия наружных сетей ливневой канализации в районе, где предполагается строительство нового объекта.
  79. Отсутствуют технические условия подключения (технологического присоединения) к централизованным сетям водоотведения.
  80. На пересечениях открытой системы водостоков с дорогами предусмотрены лотки вместо мостов и водопропускных труб.
  81. Не предусмотрена очистка дождевого стока в соответствии с условиями приема при его отведении в централизованные системы водоотведения поселений или городского округа или при его отведении в водные объекты, исходя из категории водных объектов или их частей и требований законодательства Российской Федерации.
  82. Не соблюдены санитарно-защитные зоны для сооружений водоотведения и очистки сточных вод.
  83. Технические условия операторов связи на присоединение объекта к сетям связи общего пользования либо отсутствуют, либо просрочены.
  84. Отсутствуют технические условия на диспетчеризацию вертикального транспорта — лифтов и подъемных платформ, а также на передачу в подразделения пожарной охраны извещений о пожаре для объектов классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 (детские сады, дома престарелых, спальные корпуса интернатов, стационары больниц, гостиницы, общежития, дома отдыха, объекты образования).
  85. Проектные решения по подключению часто не соответствуют техническим условиям.
  86. При использовании на объекте оборудования присоединения посредством сетей сотовой связи, в проекте отсутствует информации о наличие на участке проектирования устойчивых сигналов данных сетей как таковых.
  87. Проектные решения по системам связи, сигнализации и автоматизации, использующие в построении сложное оборудование заводского изготовления, часто не соответствуют технической документации на данное оборудование.
  88. Отсутствует транспортная схема с указанием дальности доставки и источника основных строительных материалов, согласованная с заказчиком для объектов с государственным бюджетом.
  89. Не обоснован выбор кранов.
  90. Нет расчета опасной зоны перемещаемого краном груза, опасной зоны, в случае отлета от здания для всех зданий и сооружений.
  91. В проектной документации не следует учитывать конкретные марки производителей. Указываются рабочие параметры оборудования, такие как мощность двигателя, производительность, напор и т.д. В противном случае следует применять оборудование, изделия и материалы отечественных производителей с указанием, что возможна замена на аналог.
  92. Предоставляемая проектная документация мероприятия по обеспечению доступа инвалидов разработана формально, без указания конкретных мероприятий (конкретные мероприятия зачастую не указываются и в заданиях на проектирование).
  93. Требования по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения в задании на проектирование при необходимости не согласовываются с территориальным органом социальной защиты населения с учетом мнения общественных объединений.
  94. При пересечении объекта проектирования водных объектов, либо расположения объекта в водоохранной зоне моря отсутствует расчет ущерба, причиняемого водным биоресурсам и среде их обитания при осуществлении намечаемой хозяйственной деятельности. Данная деятельность не согласована с Приморским территориальным управлением Росрыболовства России.
  95. Отсутствует подеревная съемка и перечетная ведомость с расчетом компенсационных платежей за вырубку зеленых насаждений, согласованную с органом местного самоуправления (если до начала строительства (реконструкции) объекта предусмотрен вынужденный снос зеленых насаждений).
  96. Если в подеревной съемке и перечетной ведомости зеленых насаждений, расположенных на участке объекта проектирования, обнаружены растения, занесенный в Красные Книги РФ и Приморского края, требуется разработка проекта пересадки и получение разрешения на добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу. По окончании работ, связанных с переносом редких и исчезающих видов растений, предусматриваются меры по их охране и мониторингу за их состоянием. Данный проект согласовывается в управлении по благоустройству администрации населенного пункта.
    При получении письма от инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, требуется обращать внимание на информацию о необходимости проведения историко-культурной экспертизы и получении заключения историко-культурной экспертизы на земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных и иных работ, а также решение уполномоченного органа по охране объектов культурного наследия о возможности проведения работ.
  97. Не представлен Проект санитарно-защитной зоны для проектируемых и реконструируемых производственных объектов, в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны.
  98. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
  99. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
  100. В проектной документации автомобильных дорог и мостовых переходов: не указываются в полном объеме характеристики принимаемых конструкций и материалов, нормативные документы на их изготовление, или сведения о конструкциях и материалах указываются не в соответствии с принятыми ГОСТ, ТУ или ТС; не представляются чертежи искусственных сооружений, пересечений и примыканий.
  101. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», «…объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации
    Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
  102. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2201 определены требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства:
  • тоннели, эстакады, мосты;
  • участки автомобильных дорог, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части дорожного хозяйства здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение.
  1. Объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта определены приказом Минтранса России от 28.08.2020 № 331:
  • Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно.
  • Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 м включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок.
  • Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели, служащие для пропуска пешеходов (пешеходного движения).
  • Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) деревянные, наплавные, а также временные.
  1. Проектные решения, как правило, не обоснованы ссылкой на конкретные требования нормативных документов.
  2. Подъезд пожарных автомобилей к зданиям и сооружениям проектируется с нарушением требований нормативных документов по пожарной безопасности.
  3. Проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы не содержит пожарно-технические характеристики.
  4. Не обеспечивается необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов.
  5. Отсутствие пожаробезопасных зон на этажах зданий, куда обеспечен доступ инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
  6. Не соблюдаются минимальные противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями.
  7. В местах примыкания к перекрытиям высота межэтажного пояса по вертикали проектируется менее 1,2 м.
  8. Применяются пожароопасные отделочные и облицовочные материалы на путях эвакуации.
  9. На чертежах раздела “Проект полосы отвода”, выполняемых для улично-дорожной сети населенных пунктов, не отображаются красные линии и параметры поперечных профилей проектируемых улиц, установленных документацией по планировке территории.
  10. Отсутствие водоотвода с дорожной одежды и от земляного полотна.
  11. Отсутствие технических условий на примыкание от владельца дороги, на которую предусмотрен выезд.
  12. Несоблюдение требований к минимальной толщине конструктивных слоев дорожной одежды.
  13. Несоблюдение минимальных требований к крутизне заложения откосов при типовых решениях.
  14. Отсутствие укрепления и необоснованность высоты укрепления откосов земляного полотна на участках подтопления или насыпей, расположенных в пойме водотока, в том числе с учетом подпора от искусственных сооружений.
  15. Проектирование за границами ДПТ/земельных участков, принадлежащих застройщику.
  16. Необоснованное исключение пешеходных и барьерных ограждений/ недостаток места для их размещения.
  17. Принятие предаварийных проектных решений с суммированием эффекта при единовременных: минимизации ширины конструктивного поперечного профиля в ущерб безопасности и комфорта участников движения и пешеходов; исключении разделительных и краевых полос; проектировании с минимально-допустимыми показателями ширины полос движения; проектировании с минимально-допустимыми условиями видимости; проектировании с максимально допустимыми уклонами без учета исходных климатических условий.
  18. Подготовка проектной документации без учета действующих стандартов на оформление текстовой и графической части, требований к электронным документам, предоставляемым на экспертизу.
  19. Неверный выбор категорий улиц и дорог: проектирование городских улиц выполняется по нормативным документам для загородных автомобильных дорог общего пользования.
  20. Необоснованное отсутствие освещения улиц и дорог в проектных решениях.
  21. Отсутствие сопряжения проектных решений с существующими условиями движения (высотная привязка проезжей части, направление движения, сопряжение обочин, разделительных полос, тротуаров)