Типовые ошибки при проектировании

В отчетах о результатах инженерных изысканий отсутствуют:

1. Документ, подтверждающий получение в установленном порядке выписки из каталога координат и высот исходных геодезических пунктов, а также ведомость их обследования; схема созданного планово-высотного обоснования.
2. Отсутствуют планы (схемы) инженерных коммуникаций, согласованные с сетедержателями (собственниками).
3. В задании на проектирование не указывается карта сейсмического районирования, что ведет к неправильному определению сейсмичности площадки строительства и соответственно предусматриваемых антисейсмических мероприятий.
4. Отсутствует расчетная сейсмичность площадки, определяемая по результатам СМР, выполняемого в составе инженерных изысканий. Если на площадке, расположенной в районе с нормативной сейсмичностью 6 баллов по карте A ОСР-2015, грунты по их описанию соответствуют грунтам категории III или IV по сейсмическим свойствам.
5. Не достаточное количество инженерно-геологических скважин для всех проектируемых зданий и сооружений.
6. Недостаточно глубины инженерно-геологических скважин.
7. Заказчик в техническом задании не указывает глубину сжимаемой толщи в сфере взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой.
8. Отсутствуют ответы специально уполномоченных органов о наличии (отсутствии) ограничений по использованию земельного участка:
— органов местного самоуправления;
— органов охраны культурного наследия;
— Министерства природных ресурсов Приморского края;
— сведения территориального управления Росрыболовства и др.
9. Отсутствует справка филиала Росгидромета в районе расположения объекта о фоновом загрязнении атмосферного воздуха и климатических характеристиках не представлена.
10. Не представлены области государственной аккредитации всех лабораторий, участвовавших в выполнении исследований.
11. Установление границ зоны затопления участка с учетом отметки наивысшего 1% уровня подъема паводковых вод.
12. Отсутствуют продольные профили водотоков, морфостфоры.
13. Техническое задание на обследование строительных конструкций зданий не предоставляется или предоставляется без оформления реквизитов (подпись, печать и дата) и конкретных указаний на цели и задачи обследования.
14. Оценка технического состояния несущих конструкций, в том числе фундаментов, не содержит выводов:
— о возможности дальнейшей безопасной эксплуатации существующих конструкций, включая оценку категории технического состояния несущих конструкций, и здания в целом;
— об использовании несущей способности существующих конструкций и о необходимости их усиления, включая состояние грунтов основания фундаментов.
15. Заключение по итогам проведенного обследования технического состояния здания не содержит подписей исполнителей работ, руководителя подразделения, руководителя организации и не утверждено в установленном порядке.
16. Отсутствует акт приемки работ заказчиком (застройщиком).

 

Типовые ошибки в проектной документации

1. Отсутствие при предоставлении на экспертизу документа об утверждении документации по планировке и межеванию территории для линейных объектов, не относящихся к объектам магистральной инфраструктуры.
2. При размещении здания на земельном участке не учитываются требования, устанавливаемые для зон с особыми условиями использования территории; не учитываются отметки зон затопления, устанавливаемые гидрометеорологическими изысканиями.
3. При размещении зданий не обеспечиваются условия по инсоляции дворовой территории.
4. Ситуационные планы часто представляются без обоснования границ санитарно-защитных зон объектов производственного назначения, транспортных коммуникаций и в мелком масштабе.
5. При организации рельефа отвод сточных вод предусматривается с нарушениями требований технических условий на благоустройство.
6. Схемы планировочной организации земельных участков выходят за границы отведенного участка или за пределы зоны допустимого размещения объектов капитального строительства, обозначенные в ГПЗУ.
7. Для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерного обеспечения за границами отведенного земельного участка не предоставляются правоустанавливающие документы на используемые земельные участки, сведения об отсутствии прав третьих лиц и разрешения муниципальных образований на использование земельных участков без предоставления и установления сервитутов.
8. Отсутствие решений по защите территории размещения объекта капитального строительства от поверхностных стоков с соседних участков — водоотводные сооружения (нагорные канавы, лотки).
9. Отсутствие решений по ливневой канализации и решений по разделению поверхностного стока первого типа на наиболее загрязненные и условно чистые воды для выбора очистных сооружений.
10. Несоответствие технических решений заданию на проектирование, в том числе по технико-экономическим показателям.
11. Неверный выбор технико-экономических показателей для объектов капитального строительства и для линейных объектов. Наименование ТЭП объектов капитального строительства не соответствует наименованиям и правилам подсчета, приведенным в соответствующих СП.
12. Несоответствие зданий требованиям теплозащиты; выполнение теплотехнических расчетов по устаревшим методикам.
13. Отсутствие сведений о требуемых параметрах применяемых материалов – бетонов, стали; сведений о коррозионной защите строительных конструкций.
14. Необеспеченность проездами и подъездами к зданиям и сооружениям пожарных автомобилей.
15. Несоблюдение противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями.
16. Расчеты зданий, сооружений и отдельных их частей отсутствуют или не соответствуют конструктивным решениям.
17. Не представляются копии сертификатов лицензионного соответствия программных комплексов, на основании которых выполнены расчеты конструкций.
18. При расчете конструкций не учитывается пульсация ветра — динамическая составляющая ветровой нагрузки.
19. Игнорирование расчетов конструкций зданий на динамическую комфортность, в большей степени это касается высотных зданий.
20. Объемно-планировочные параметры зданий, тип фундаментов назначаются без учета специфики рельефа, что приводит к нерациональным решениям, влекущим за собой увеличение объемов материалов и трудозатрат.
21. Назначение мероприятий по защите металлических конструкций от коррозии нанесением защитных покрытий выполняется без учета агрессивности среды, не указывается группа покрытий и их толщина.
22. Ошибочно назначается марка бетона по морозостойкости в связи с не верным выбором условий эксплуатации. Либо полностью отсутствуют сведения о марке бетона по морозостойкости и водонепроницаемости.
23. Для модульных зданий и сооружений (котельные, насосные и т. д.) не предоставляются технические условия, сертификаты соответствия, паспорта и строительные задания на проектирование фундаментов для них, выдаваемые изготовителем, в результате чего не подтверждается возможность их применения на строительной площадке, в том числе и с сейсмическими воздействиями.
24. Необоснованно представляют в проектной документации типовые проекты на сооружения (водонапорные башни, резервуары, колодцы и т.д.).
25. Не подтверждение заказчиком и отсутствие транспортной схемы, логистических схем доставки строительных материалов и конструкций. Ошибки в подборе кранов и расчете опасных зон.
26. Неполнота и недостоверность данных в инженерных изысканиях, в том числе и в обследовании технического состояния конструкций зданий и их оснований, подлежащих реконструкции, приводит к неправильным принятым проектным решениям по их усилению;
27. Не приводятся планы и сечения фундаментов с учетом инженерно-геологических изысканий площадки строительства с указанием скважин, посадки фундаментов на геологические разрезы, действующих на фундаменты нагрузок.
28. Отсутствуют Технические условия на ливневую канализацию ввиду отсутствия наружных сетей ливневой канализации в районе, где предполагается строительство нового объекта.
29. Не представлены технические условия с указанием: подключаемой нагрузки, категории сети, точек подключения, параметров сети в точке подключения, необходимости перекладки существующих сетей, что делает невозможным сделать вывод о соответствии принятых проектных решений требованиям надежности и безопасности.
30. Технические условия операторов связи на присоединение объекта к сетям связи общего пользования либо отсутствуют, либо просрочены.
31. Отсутствуют технические условия на диспетчеризацию вертикального транспорта — лифтов и подъемных платформ, а также на передачу в подразделения пожарной охраны извещений о пожаре для объектов классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 (детские сады, дома престарелых, спальные корпуса интернатов, стационары больниц, гостиницы, общежития, дома отдыха, объекты образования).
32. Проектные решения по подключению часто не соответствуют техническим условиям.
33. При использовании на объекте оборудования присоединения посредством сетей сотовой связи, в проекте отсутствует информации о наличие на участке проектирования устойчивых сигналов данных сетей как таковых.
34. Проектные решения по системам связи, сигнализации и автоматизации, использующие в построении сложное оборудование заводского изготовления, часто не соответствуют технической документации на данное оборудование.
35. Предоставляемая проектная документация мероприятия по обеспечению доступа инвалидов разработана формально, без указания конкретных мероприятий (конкретные мероприятия зачастую не указываются и в заданиях на проектирование).
36. Требования по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения в задании на проектирование при необходимости не согласовываются с территориальным органом социальной защиты населения с учетом мнения общественных объединений.
37. Не представляются копия перечня исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС, выданного территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации и копия свидетельства о допуске организации – разработчика раздела к разработке мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
38. Не учитываются требования санитарных правил и норм к месту размещения объектов производственного, коммунального назначения, транспорта, торговли, общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека и требующих определения границ санитарно-защитных зон (СЗЗ), необоснованно принимаются заниженные размеры СЗЗ из-за неправильной классификации объекта без учёта технологии работы, показателей мощности, производительности и пр.; нарушаются требования к режиму территории санитарно-защитной зоны.
39. При проектировании объектов водоснабжения не проводятся согласования размеров зон санитарной охраны водоисточника с органами Роспотребнадзора.
40. При проектировании дошкольных образовательных организаций и школ чаще всего нарушаются санитарные требования к организации и зонированию земельного участка, устройству спортивных площадок, озеленению; гигиенические требования к планировочной структуре здания; планировке и оборудованию пищеблоков.
41. Проектирование школ: не учитываются требования СанПиН при определении состава и площади помещений всех функциональных групп – учебных, медицинских, спортивного и актового зала, библиотеки. В разработке проектной документации на пищеблоки школ необходимо руководствоваться СанПиН.
42. Для объектов инженерной защиты неверно принимаются расчетные условия (превышения максимальных уровней) при проектировании в связи с тем, что класс сооружения устанавливается не в соответствии с действующими и обязательными к применению нормативными документами.
43. При пересечении объекта проектирования водных объектов, либо расположения объекта в водоохранной зоне моря отсутствует расчет ущерба, причиняемого водным биоресурсам и среде их обитания при осуществлении намечаемой хозяйственной деятельности.
44. Отсутствует подеревная съемка и перечетная ведомость с расчетом компенсационных платежей за вырубку зеленых насаждений, согласованную с органом местного самоуправления (если до начала строительства (реконструкции) объекта предусмотрен вынужденный снос зеленых насаждений).
45. Если в подеревной съемке и перечетной ведомости зеленых насаждений, расположенных на участке объекта проектирования, обнаружены растения, занесенный в Красные Книги РФ и Приморского края, требуется разработка проекта пересадки и получение разрешения на добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу. По окончании работ, связанных с переносом редких и исчезающих видов растений, предусматриваются меры по их охране и мониторингу за их состоянием. Данный проект согласовывается в управлении по благоустройству администрации населенного пункта.
46. При получении письма от инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, требуется обращать внимание на информацию о необходимости проведения историко-культурной экспертизы и получению заключения историко-культурной экспертизы на земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных и иных работ, а также решение уполномоченного органа по охране объектов культурного наследия о возможности проведения работ.
47. В проектной документации автомобильных дорог и мостовых переходов: не указываются в полном объеме характеристики принимаемых конструкций и материалов, нормативные документы на их изготовление, или сведения о конструкциях и материалах указываются не в соответствии с принятыми ГОСТ, ТУ или ТС; не представляются чертежи искусственных сооружений, пересечений и примыканий.
48. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», «…объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
49. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2201 определены требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства:
— тоннели, эстакады, мосты;
— участки автомобильных дорог, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса в части дорожного хозяйства здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение.
50. Объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта определены приказом Минтранса России от 28.08.2020 N 331:
— Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно.
— Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 м включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок.
— Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели, служащие для пропуска пешеходов (пешеходного движения).
— Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) деревянные, наплавные, а также временные.
51. Отсутствует транспортная схема с указанием дальности доставки и источника основных строительных материалов, согласованная с заказчиком для объектов с государственным бюджетом.
52. Не обоснован выбор кранов.
53. Нет расчета опасной зоны перемещаемого краном груза, опасной зоны, в случае отлета от здания для всех зданий и сооружений.
54. В проектной документации не следует учитывать конкретные марки производителей. Указываются рабочие параметры оборудования, такие как мощность двигателя, производительность, напор и т.д. В противном случае следует применять оборудование, изделия и материалы отечественных производителей с указанием, что возможна замена на аналог.
55. Отсутствуют Специальные технические условия, в которых разработаны технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений – согласовываются в Минстрое России.
Специальные технические условия для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности – согласовываются в порядке, установленным Административным регламентом МЧС России.
После согласования, заказчик утверждает специальные технические условия.